Эксперимент мистера Гриффина

Кино

Эксперимент мистера Гриффина

Там я впервые обратил внимание на блюз, с которого начинается рассказ о человеке, изменившем цвет кожи, чтобы на себе испытать, каково тому, кто в ней родился.

Кстати, именно той вещи с биографическим монологом, похожим на исповедь умирающего и саксофоном, продолжающим играть, когда голос уже смолк, я не встречал больше нигде. Возможно она была сделана в Европе незадолго до смерти маэстро. По саунду сакса это мог быть Крис Мерсер.


О том, что это именно он, я, разумеется, узнал не сразу, но прозвучал он намного уместнее, чем Bring It On Home в пустом и претенциозном "Малхолланд Драйве".

Практически обо всём, что представляло интерес и ценность, приходилось узнавать не сразу. Эстонский режиссер наверняка смотрел "Сумеречную зону", но мне сцена превращения напомнила "музыкальную шкатулку", в которой американцы сводят с ума чекиста Синицина.

Эксперимент мистера Гриффина

Здесь следует напомнить, что и "Бесполезные ископаемые" такая же "музыкальная шкатулка", где едва ли возможен серьезный разговор о природе и последствиях работорговли. Мы рады любой возможности обратить внимание на что-нибудь любопытное, только и всего.

Отчет Джона Говарда Гриффина об этом рискованном эксперименте был модернизированной версией апулеевых "Метаморфоз" в той же степени, в какой "Вестсайдская история" пересказывала "Ромео и Джульетту".

Чтобы стать мудрее надо побывать в ослиной шкуре. Чтобы стать полноценным человеком — узнать, что чувствуют те, кого принято считать существами второго сорта. Вполне благополучный журналист осмелился выступить "блекфейсом" не со сцены варьете, а в реальной жизни, где подобное перевоплощение чревато непредсказуемыми последствиями.

Эксперимент мистера Гриффина

Книга Гриффина увидела свет еще при Кеннеди, и вскоре тогда же экранизирована. Советская версия могла быть ответом на ликвидацию американскими спецслужбами Доктора Кинга.

Читайте также:  Тест: 20 вопросов по фильму «Москва слезам не верит». Сможете ответить?

Она стала первым фильмом на тему расового неравенства, который меня взволновал меня именно этой темой, а не деталями заокеанского быта.

"Раз картошка — два картошка" и "Скованные одной цепью" прошли мимо меня по малолетству, хотя история двух беглых каторжников — черного и белого, была пересказана даже в учебнике обществоведения.

Гениальный "Подстрекатель" Роджера Кормена с Уильямом Шатнером в главной роли фанатика-провокатора, у нас не показывали.

Эксперимент мистера Гриффина

Зато в журнале искусство кино был напечатан сценарий "В душной южной ночи" со смешным переводом песни Куинси Джонса, которую в этом несколько пафосном детективе за кадром поет Рэй Чарльз.

Вскоре на экраны вышла порезанная и черно-белая копия "Если не виновен — отпусти". Это был сильно скорректированный пересказ книги афроамериканского нуариста Честера Хаймса, чьи вещи экранизировать в нетронутом виде весьма огнеопасно.

Эксперимент мистера Гриффина

Почти сразу же за ним показали "Освобождение Лорда Байрона Джонса", также тенденциозно исказив объективный первоисточник в пользу угнетенных.

Ханжеский тон этих прогрессивных агиток компенсировали Лола Фалана, Барбара МакНейр и качественная музыка.


Но тот — советский телефильм "про негров", обреченный на забвение, все-таки занимает особое место в истории этого щекотливого жанра.

Вспомнив о нем в эти тревожные дни, я обнаружил, что в июне автору книги исполнится ровно сто лет.

Информация об одном хорошем человеке приводит к другим, так же, как имя одного негодяя напоминает о целой партии ему подобных.

История мистера Гриффита объединила такие таланты, как композитор-авангардист Меир Купферман, чья музыка сопровождает мытарства Джеймса Уитмора в американской постановке.

А сам Джеймс Уитмор, среди прочего, сыграл моего любимого персонажа в "Асфальтовых джунглях" у Джона Хьюстона.

Эксперимент мистера Гриффина

А в написании сценария режиссеру Карлу Лернеру помогал ни кто иной, как Пол Грин, автор текста великолепных песен Курта Вайля, в том числе и этой:

Читайте также:  «Городской вестерн» в паутине мрачного города


Джон Гриффин фактически совершил выход в открытый космос без скафандра, не покидая землю.

Мы лишь частично перечислили побочные эффекты его опыта.

В остальном победит сильнейший.

Джон Говард Гриффин (16. VI. 1920 — 9. IX. 1980)

Эксперимент мистера Гриффина

P.S.

Этот Роджер действительно наговорил мне с три короба; его и прозвали «немым» из-за болтливости.

— О Клане? — начал он, — Конечно, знаю. Ребята отправляются туда целыми грузовиками. Едут на Юг или на Запад, и вступают в Клан. Когда подвернётся дельце — совершить налёт или отделать кого-нибудь, — мальчики попутно набивают карманы. Допустим, ювелир должен покинуть город, но упрямится, и Клан принимает меры; а тогда, сам понимаешь, ничего не стоит прихватить пару колец. А он и не пикнет — только пошли ему письмо с угрозами, а ещё лучше, позвони…

Он помолчал секунду и посмотрел на меня.

— О Клане мне ничего нового не расскажут, я и так всё знаю. Я был членом Клана и почти сколотил состояние; но тут они за меня взялись. В общем, исключили: выкинули, словно я не джентльмен, а чёрт знает кто. А за что? За то, что я потряс какого-то типа. Что ты на это скажешь?

— Да, круто с тобой обошлись, Роджер. Скажи, а как ты вступил в Клан?

— Ну, для этого надо быть американцем, белым и протестантом — и иметь десять долларов. Впрочем, если у тебя есть десятка, остальное можно устроить и так…

Но я прервал Роджера. Мне были нужны пароли Клана и их тайные приветствия.

После нескольких порций виски он, конечно, раскололся. Когда пошли все эти Великие Циклопы, Калифы, Клокары, Клудды, Кладды, Клекстеры, Клоканы и тьма других, я перестал что-либо соображать и попросил его остановиться. Но я всё-таки выудил у него клановское рукопожатие — левой рукой. Потом он показал салют, который я постарался запомнить. Он скопирован с салюта конфедератов: правую руку надо положить на правый глаз, а затем повернуть её ладонью наружу.

— Главное, запомни одну важную вещь, — Немой Роджер направил на меня костлявый палец, — Когда ты встречаешь другого члена Клана, то всегда говоришь «эй — эк», то есть «ты член Клана?». Если сам слышишь такое, то отвечай «эк — эй», «я член Клана». Всё остальное — муть, и большинство ребят ничего другого не запоминают. То, что я сказал — главное.

Потом он показал мне дешёвую целлулоидную пуговицу, торчавшую с обратной стороны петлицы на лацкане его пальто. На ней я прочёл — КОТОР. Это означало, по его словам, «рыцари раскрытой ладони».

Керролл Джон Дейли. Рыцари Раскрытой Ладони. 1922.

Эксперимент мистера Гриффина

Источник

Читайте также:  Такого я ещё не видела. ТОП-3 странных, но очень красивых фильмов
Оцените статью
readbit.ru